Родинка шолохов отцы и дети

Сюжеты конфликтов внутри одной семьи

Родинка шолохов отцы и дети

шолохов рассказ конфликт сюжет

Классовое расслоение и ненависть, столкновение интересов и жажды мести, на которые толкнула социальная революция Шолохов описал самым трагическим способом: в расколе семьи в кровавых столкновениях тех, у которых противоположны определения. Новый мир рос не как идиллия, а в слезах и крови.

Тонко исследует Шолохов то, что более всего поразило его в революционную эпоху – это прогрессивная ненависть и неродственность в самой семье «Отчуждение постепенно переходило в маленькую сначала злобу, а злобу сменила ненависть» («Червоточина»). Ядовитая злоба растёт, а с ней, роковая возможность недоверия, недоразумения, приводит к убийственному концу.

Уже первый его рассказ «Родинка» намечает нам сюжет конфликта внутри одной семьи, между самыми близкими людьми. Отец атаман убивает неузнанного им сына Николку, восемнадцатилетнего командира эскадрона, который давно ушёл из отцовского дома. Весь этот эпизод описан глазами атамана и пережит его чувствами.

Гнался за ним и чувствовал всё своё преимущество над «щенком белогубым», а когда догнал, зарубил шашкой. И только вслед за первым сапогом, который снял с его ноги, увидел родинку, которая говорила ему о том, что это его сын, что это может быть самое дорогое, что он имел в жизни.

Конец этого рассказа не совсем типичный для рассказов Шолохова: отец убивает и себя, стреляет в рот, и этим способом показывает глубокое раскаяние за своё преступление.

Кажется, что писатель хотел обличить этот новый, ужасный мир неродственности и отчуждения, который наступает, мир страшной слепоты, самоубийственной для русского народа, а как показалось после, и для человечества.

В рассказе «Семейный человек», немолодой паромщик Микшара, ради спасения своего большого полусиротского семейства убивает своих сыновей Ивана и Данилу. Оба, когда случилось восстание против новой власти, ушли к красным, а отца мобилизовали в казачье войско. Однажды казакам привели пленных и среди них – Данилушку.

Дали Микшаре в руки штык и велели колоть «коммунов», а то его самого убьют. Вот и убил отец любимого сына. Но тут отцовским испытаниям не конец. Старший сын Иван перешёл на сторону к белым казакам, А Микшаре велели вести его в штаб. Микшара рассудил, что за ним будут следить вот убил и другого сына.

В этом рассказе мы, вроде бы, видим мотив оправдания за страшное преступление. Отец убил двух сыновей, чтобы спасти остальных детей от голода и нищеты, он спасает собственную жизнь. Он совершает вынуждённое злодейство, из страха, за себя и остальных детей, но ни эти дети не прощают ему, даже если кажется, что он им спас жизнь.

В этом рассказе ставится вопрос: есть ли оправдание за убийство родного сына? И за убийство вообще?

Весь процесс отчуждения между самыми близкими намечается в рассказе «Червоточина». Самый младший сын Степан пошёл против веры отцов, и Яков Алексеевич, прекрасный хозяин, неожиданно столкнулся с порчей в собственной семье. Отец чувствует, что сын его стал ему чужим, традиции и обычаи отцовские не соблюдает.

И у Степана уже нет любви к отцу ни жалости. Такая ненависть и разрыв в семье может привести только к трагическому финалу. Дальнейшие события постепенно увеличивали ненависть между отцом и сыном. Сперва честное признание сына в связи с размерами посевов, которые ставил приезжий статистик и, тем самым, разоблачение отца, желавшего сильно уменьшить их.

Затем потеря быков Степаном, который водил их на покос. Страшный и звериный гнев охватил Якова Алексеевича, когда подумал, что тот их продал, без малейшего колебания, свирепо убивает младшего сына, втягивая в страшное преступление старшего.

Писатель лишает возможности своего героя даже раскаяться в преступлении, когда узнаёт о том, что убил невинного человека, он на полуслове обрывает рассказ.

Это рассказы, которые полностью трудно отнести ни к первому, ни ко второму типу рассказов, их мало, в них писатель открывает свой гуманизм. Так, например центральное место рассказа «Жеребёнок» занимает рыжее, прекрасное животное.

Среди сурового сражения, где люди друг другу беспощадно проливают кровь, никто не смог поднять руку на это беззащитное существо, вид у которого домашний, а на войне такое пробуждает тоску по миру.

Солдат Трофим не только не убивает его, а даже спасает от гибели и сам идёт в невиновную смерть.

Опять чувство примирения и гуманности находим в рассказе « Чужая кровь». Из самого названия видим, что речь идёт не о родных людях, а чужих. Из этого и прорастает потребность новой любви и родственности.

У деда Гаврилы погиб на войне, сражавшийся против красных, единственный сын Петро, в котором сосредоточился для него и старухи весь смысл их существования. Для деда являются бессонные ночи полны скорби и отчаяния.

Но вот жизнь его меняется и даёт бедному старику возможность утешится и облегчить своё горе. Гаврила находит раненого продотрядника и из жалости к нему забирает его к себе в хату, лечит и ухаживает за ним. И становятся они как то кровно привязаны, видит старик в чужом человеке родного сына.

Любовь смогла преодолеть все дистанции и связала молодого коммуниста со старым казаком, так сильно, что они уже становятся не чужими, а совсем родными, странник даже имя получает, как и их сын – Петро.

Заключение

Рассказы Михаила Шолохова очень реалистичны, в них заключается вся правда войны. В них нет излишних романтических красок. Красота заключается в простоте слова, в народности языка. Писатель через эти рассказы заставляет нас задуматься о смысле жизни, о смысле войны, о современной жизни.

Эти рассказы вечные, ведь и на сегодняшний день ничего не изменилось, люди и дальше продолжают, во имя своих идеалов и убеждений переступать даже через самое святое, что у них есть.

«Донские рассказы» дают нам важнейший, кровавый урок о том, что нельзя забывать историю, и что самое главное, это стараться быть и остаться человеком, даже в самых страшных и тяжёлых жизненных обстоятельствах.

Источники и литература

1. Драган Недељковић, предисловие „Izabrane pripovjetke“, Сaрајево, издательство Веселин Маслеша, 1989.

2. Богдан Косанович, Трагическое и комическое в „Донских рассказах“ Михаила Шолохова, издательство Матица Српска 1978.

3. Светлана Семёнова, Мир прозы Михаила Шолохова от поэтики к миропониманию, издательство Академия наук, 2005.

Источник: https://studbooks.net/549010/literatura/syuzhety_konfliktov_vnutri_odnoy_semi

Сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Литературный аргумент. Рассказ М.А. Шолохова

Родинка шолохов отцы и дети

Инфоурок › Русский язык ›Презентации›Сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Литературный аргумент. Рассказ М.А. Шолохова “Родинка”.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайдОписание слайда:

Готовимся к ЕГЭ по русскому языку (задание 25 – литературные аргументы) Занятие 1 Литература ХХ века. Рассказ М.А. Шолохова «Родинка». Разработка для удалённого обучения выпускников учителя Королевой Н.Ю. г. Москва 22 марта 2016 года

2 слайдОписание слайда:

Из этой презентации вы узнаете – содержание рассказа Михаила Шолохова «Родинка»; – исторический контекст произведения; – примеры человеческих судеб; – примеры к проблемам родины, войны и мира, счастья и несчастья, «отцов и детей», человека и эпохи, любви и ненависти, желаний и необходимости… * Сформулируйте сами круг проблем данного рассказа, пришлите мне – Ваши авторские мысли будут включены в презентацию и опубликованы. 

3 слайдОписание слайда:

Сегодня мы рассмотрим рассказ Михаила Александровича Шолохова «Родинка». Рассказ «Родинка» был написан М. Шолоховым в 1924 году о времени, о котором сейчас мало вспоминают, и если уж говорят, то с критической точки зрения. Это время гражданской войны.

4 слайдОписание слайда:

Гражданская война 1917-1923 Это время вы знаете по знаменитым фильмам «Неуловимые мстители», «Чапаев», «Поднятая целина», «Сорок первый», «Белое солнце пустыни», «Начальник Чукотки», «Свадьба в Малиновке» и многим другим.

5 слайдОписание слайда:

Финальная счастливая фраза одного из героев фильма «Свадьба в Малиновке» ярко характеризует это время: «Власть больше не меняется». А она часто переходила из рук красных в руки белых, в руки банд батьки Махно или красноармейцев.

6 слайдОписание слайда:

Гражданская война в России длилась с 1917 по 1923 гг. Одной из основных её причин историки называют всепоглощающий кризис в нашей стране (и экономический, и политический, и социальный, и идеологический, и нравственный).

Это война народа с народом, война между гражданами одной страны, придерживающимися разных политических взглядов. Это время, когда брат шёл на брата, отец на сына, сын на отца. Как и во всякой войне, здесь не было правых и виноватых.

Были разруха, ощущение опасности и смятения, бесприютности, были разорение, разлом, трагедия человека и его жизни.

7 слайдОписание слайда:

Взросление наступало рано. Так, знаменитый писатель Аркадий Гайдар (Голиков) в 1919 году в возрасте 15 лет уже командовал взводом, был ранен, контужен.

8 слайдОписание слайда:

Жизнь теряла свои вековые патриархальные устои, веру в вечные ценности. У ваших сверстников того времени не было детства, не было юности, могло не быть будущего…

9 слайдОписание слайда:

«Учиться бы поехать куда-нибудь, а тут банда… Военком стыдит: мол, слОва правильно не напишешь, а ещё эскадронный… Я-то при чём, что не успел приходскую школу окончить? Чудак он… А тут банда… Опять кровь, а я уж уморился так жить… Опостылело всё… В город бы уехать… Учиться б…» – так думает герой рассказа М. Шолохова Николай Кошевой.

10 слайдОписание слайда:

О Николке ещё в начале рассказа мы узнаём, что ему 18 лет, он землероб, командир эскадрона. «Мать померла», отец «пропал в германскую войну», «как в воду канул». Но осталось небольшое наследство от рода Николкиного: «любовь к лошадям», «неизмеримая отвага» и – самое главное – родинка.

11 слайдОписание слайда:

Родинка Кошевой «…унаследовал…родинку, такую же, как у отца, величиной с голубиное яйцо, на левой ноге, выше щиколотки». В народе говорили, что «родинка – это счастье». И горько звучала для Николки такая примета. «- Брешешь ты, чудак! Я с мальства сирота, в работниках всю жизнь гибнул, а он – счастье!..» – отвечал юноша, с 15-ти лет служивший в красном полку против Врангеля.

12 слайдОписание слайда:

Третьи сутки отряд Кошевого гонит банду – «полсотни казаков донских и кубанских, властью Советской недовольных». Атаманом у них заматерелый, с «зачерствелой душой» казак, многое повидавший на своём веку и много где бывавший.

Душевную боль, которую не забыть никогда, атаман заливает самогоном, но так «пахуче и сладко цветёт жито в степях донских», в родных атаману степях, которые он не видал семь лет, что «не залить лихоманку никаким самогоном».

13 слайдОписание слайда:

Бесчинствует атаманская банда, хозяйничая на мельнице: атаман приказывает отдать лошадям золотистое зерно ячменя и пшеницы, а мельника Лукича заставляет есть землю, чтобы быть уверенным, что тот не служит красным.

14 слайдОписание слайда:

Униженный мельник ищет защиты у красных. И отряд Кошевого вновь мчится за казачьей бандой. И вот встречаются лицом к лицу Николай Кошевой и казачий атаман. «С седла перевесившись, шашкой махнул» атаман, «на миг ощутил, как обмякло под ударом тело и послушно сползло наземь… бинокль с убитого сдёрнул… присел сапоги снять хромовые с мертвяка…»

15 слайдОписание слайда:

«Дёрнул, злобно выругавшись, с чулком сорвал сапог и на ноге, повыше щиколотки, родинку увидел с голубиное яйцо. Медленно, словно боясь разбудить, вверх лицом повернул холодеющую голову, руки измазал в крови, выползавшей изо рта широким бугристым валом, всмотрелся и только тогда плечи угловатые обнял неловко и сказал глухо: – Сынок!.. Николушка!.. Родной!.. Кровинушка моя…

Чернея, крикнул: Да скажи же хоть слово! Как же это, а? Упал, заглядывая в меркнущие глаза; веки, кровью залитые, приподымая, тряс безвольное, податливое тело… Но накрепко закусил Николка посинелый кончик языка, будто боялся проговориться о чём-то неизмеримо большом и важном.

К груди прижимая, поцеловал атаман стынущие руки сына и, стиснув зубами запотевшую сталь маузера, выстрелил себе в рот… »

16 слайд 17 слайдОписание слайда:

x x x «А вечером, когда за перелеском замаячили конные, ветер донес голоса, лошадиное фырканье и звон стремян, с лохматой головы атамана нехотя сорвался коршун-стервятник. Сорвался и растаял в сереньком, по-осеннему бесцветном небе».

18 слайдОписание слайда:

Страшен возглас отца: «Как же это…?» Этот вопль смятенной и ужаснувшейся души звучит как лейтмотив военного времени: как же это – убивать сына.. убивать своё.. родное?.. Родное семя, которое ты зародил.. Всё равно что убивать себя самого.. Убивать родину… Неслучайно и рассказ назван – «Родинка». Большая или малая, но Родина есть у каждого. И без неё нет человека.

19 слайдОписание слайда:

Не осталось никого: ни отца, ни сына… Что осталось? М. Шолохов пишет: «…сорвался коршун-стервятник… и растаял в сереньком по-осеннему бесцветном небе».

Коршун-стервятник – олицетворение смерти… того, кому всё это было нужно… Что остаётся после войны? «Голубенькая каёмка лесов», «густое небо», ядрёные, налитые пшеничные колосья – всё померкло… Нет цвета, нет жита, нет Родины, нет жизни… Всё растаяло, будто и не жило на свете…

20 слайдОписание слайда:

Как показана человеческая судьба в рассказе М. Шолохова? Сын, молодой человек, как хлебный колос, только начинает свою жизнь.

Для этого ему нужны учёба, знания, ему нужно встать на ноги, но время не даёт ему такой возможности… Отец, зрелый человек, как матёрый волк, «нахлебавшийся» в жизни мытарств и лишений (и в плену был, и в тюрьме сидел, и по чужбине скитался), голос своей души топит в вине, зверея по отношению к людям и жизни.

21 слайдОписание слайда:

Как показаны родина, семья в годы Гражданской войны? Война лишила детей возможности расти и обогащаться жизненным опытом, отцов – «возделывать» дом и растить своих сыновей, своё продолжение. Отец и сын прожили свои жизни друг без друга.

Прожили в злобе и ожесточении, в бесприютности и бездомности, в погоне от смерти, но за смертью. Война лишила людей родины, в которой главным законом является закон любви. Именно этот закон позволяет людям тянуть нить жизни из прошлого в будущего.

Нарушение этого закона приводит к необратимым последствиям.

22 слайдОписание слайда:

Проверьте себя. Ответьте на вопросы. С каким историческим периодом связан рассказ М.А. Шолохова «Родинка»? Какие ещё известные Вам произведения литературы передают атмосферу того непростого времени? Перескажите фабулу рассказа.

Какие проблемы поднимаются в произведении? Поясните одну из проблем рассказа (например, проблему любви и ненависти). В чём заключается современное звучание рассказа? *Вы можете написать ответы на выбранные Вами вопросы и прислать мне.

Буду рада прокомментировать или опубликовать Ваши работы. Присылайте свои отзывы, дополнения и замечания!!!

23 слайдОписание слайда:

СПАСИБО ВАМ ЗА ВНИМАНИЕ!

Общая информация

Источник: https://infourok.ru/sochinenie-na-ege-po-russkomu-yaziku-literaturniy-argument-rasskaz-ma-sholohova-rodinka-974737.html

Конфликт поколений в рассказе м. шолохова «родинка» – успехи современного естествознания (научный журнал)

Родинка шолохов отцы и дети
1

Постижение художественного смысла рассказа М. Шолохова «Родинка» [1]. невозможно без интерпретации отраженного в нем архетипического конфликта отцов и детей, представленного не только в системе персонажей, но и в многочисленных деталях. Внимание к этой стороне человеческой жизни акцентировано названием рассказа. «Родинка – врожденное пятнышко на коже человека» [2, С.

592], пятнышко, которым природа наделяет человека независимо от его желания. В работах, посвященных шолоховскому рассказу, неоднократно указывалось, что «родинка» – однокоренное слово с «родом», «народом», «родиной», «природой», «урожаем», «родником».

А значит, родинка – знак влияния на человека неподвластных ему мировых сил и одновременно указание на глубинную связь человека с миром, вселенной.

Уже предложение, начинающее текст, помогает нам создать первичное представление об основном конфликте произведения и порождает в читателе своеобразное «предвосхищение» смысла целого. Этот процесс понимания текста, как справедливо указывают ученые, определяется мифопоэтической моделью мира, которая «предполагает тождество макрокосма и микрокосма» [3, С. 162].

Представленные образы чрезвычайно важны, так как «корректируют» спектр читательских ожиданий: «На столе(здесь и далее выделено нами – Т.Б.) гильзы патронные, пахнущие сгоревшим порохом, баранья кость, полевая карта, сводка, уздечка наборная с душком лошадиного пота, краюха хлеба. Все это на столе…» [1, С. 3].

Лежащие на столе полевая карта и сводка делают главенствующей тему войны. Краюха хлеба, завершающая это описание (не она главная на этом столе), – образ повседневной мирной жизни.

Так уже в первом предложении, объединяющем гильзы и хлеб, читатель ощущает драматизм этой обыденности, ее внутреннюю противоречивость, реализующую универсальную антиномию жизни: война – мир. И мир здесь не противопоставлен войне, а втянут в нее.

Но нельзя не увидеть и другого значения образов, представленных в первом предложении. Они призваны выделить важнейшие темы произведения, соединить разрозненные, на первый взгляд, картины жизни.

Так, указанные в начале рассказа патронные гильзы, «пахнущие сгоревшим порохом» соотносятся и с опустевшей обоймой Николки, предопределившей исход его поединка с отцом, и с тем выстрелом маузера, которым подвел итог своей жизни сам атаман.

Упоминаемая в первом предложении «уздечка наборная с душком лошадиного пота» увязывает в одно целое и смерть загнанной нарочным лошади, и гибель от пули атамана коня Николки.

Среди предметов, расположенных на столе в комнате Николая Кошевого, указана баранья кость как знак сакральной жертвы.

В контексте сюжета о сыноубийце, реализованном в рассказе «Родинка», этот образ ассоциируется с библейским героем Авраамом, который готов был принести в жертву Богу единственного своего сына Исаака. По воле Господа в роли жертвы оказался ягненок (Быт. 22:12-13).

Готовность Авраама пожертвовать Исааком – доказательство глубокой веры старца и его «самого полного послушания» Господу [4, С. 139]. У атамана же «зачерствела душа…, как летом в жарынь черствеют следы раздвоенных бычачьих копыт возле музги степной» [1, С. 6].

Ни на мгновение не возникло у него чувства жалости к юному противнику: «Неук, сосун, горяч, через это и смерть его тут налапает». Ассоциации такого рода явно отражает авторскую оценку событий, составивших основу рассказа.

Смерть Николая Кошевого как кульминация внешнего конфликта, конкретно-исторического, воплощающего борьбу 2-х сторон в гражданской войне, является важнейшим событием конфликта внутреннего, воплощающего в самом широком значении взаимодействие человека и природы, мира в целом, представленного в архетипических образах.

При создании картины гибели молодого командира эскадрона М.

Шолохов следует традициям фольклора и древнерусской литературы: «Солнце закрылось тучей, и на степь, на шлях, на лес, ветрами и осенью потерханный, упали плывущие тени» [1, С. 10].

Таково, например, описание природы накануне последней битвы русичей с половцами в «Слове о полку Игореве»: « …черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солн- ца…» [5, С. 60].

Встретились в смертельной схватке не только сын с отцом, но гибнет все, что находится рядом с ними. Это мы видим в сцене смерти загнанного нарочным коня, оставившей равнодушными окружающих людей: Николка же только «глянул на черную ленту крови, точившуюся из пыльных ноздрей» лошади, и отвернулся.

Об этом же говорит нам и эпизод на мельнице, когда члены банды под ноги лошадям сыпали и двор устилали золотистым зерном. Атаман же, сам коренной донской казак, не думал о том, как будет земля весной без сева.

Таким образом, война художественно интерпретируется в рассказе как преступление против земли, ее животворящей силы.

Повествование о поединке отца и сына отсылает нас и к известной былине «Бой Ильи Муромца с сыном», где реализуется характерная для мифопоэтической модели мира оппозиция «свой-чужой».

Отрицательным персонажем (чужим), надругавшимся над матерью Златыгоркой (землей-матушкой, ее творческой силой), здесь является Сокольник, который вероломно готов убить и спящего безоружного отца, Илью Муромца (своего). В рассказе М. Шолохова отрицательным персонажем (чужим) повествователь является атаман.

Подобно Сокольнику, не испытывавшему в былине уважения ни к родине, ни к старым людям, атаман мешает земле проявить жизнетворческую силу: по его приказу на мельнице «ячмень и пшеницу под ноги лошадям сыплют и двор устилают золотистым зер- ном» [1, С. 8].

Сходство с Сокольником, унижающим русских богатырей, проявляется и в насмешке казацкого атамана над мельником Лукичом, который, боясь смерти, «ртом беззубым жует песок из пригоршней» атамана и целует ему сапоги[1, С. 7].

Сближает Сокольника с атаманом стремление хитростью достичь победы. Так, выждав, когда у Николки кончилась обойма, атаман «налетел коршуном» на него [1, С. 10].

В поступках Николая Кошевого проявляются черты защитника русской земли и русского народа, т.е. «своего». Это можно увидеть в том, что он «сумел почти без урона ликвидировать две банды и полгода водить эскадрон в бои» [1, С. 3], и в том, что к нему обращаются обиженные люди с просьбой «управу сыскать» [1, С. 9] на банду.

Читателю неизвестно, что стало с телом командира Кошевого, но четко определен финал жизни самоубийцы атамана: вечером… «с лохматой головы атамана нехотя сорвался коршун- стервятник» [1, С. 11]. Этот эпизод заставляет нас также вспомнить финал былины. Илья Муромец бросает убитого Сокольника «да сорокам, воронам да на расклеванье, // Да серым-де волкам да на растарзанье» [6, С. 44].

Таким образом, определение мифопоэтического контекста рассказа «Родинка» позволяет писателю интерпретировать основной конфликт гражданской войны как противоестественный, находящийся в противоречии со всем ходом развития человечества.

Список литературы

  1. Шолохов М. Рассказы. – Л., 1983.
  2. Ожегов С. И. Словарь русского языка. – 16-е изд. – М., 1984.
  3. Мифы народов мира: Энциклопедия: в 2-х т. – М., 1997. – Т.2.

Источник: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=29029

Врач Юдин
Добавить комментарий