Родинка шолохов краткий пересказ

«Родинка» – краткое содержание рассказа Михаила Шолохова

Родинка шолохов краткий пересказ

Основная тема шолоховского произведения — изображение Гражданской войны на Дону. Известно, что рассказ «Родинка» был написан в 1924 году, а потом вошёл в цикл «Донские рассказы».

Школьники всегда читают «Родинка» Шолохова с удовольствием, так как сюжет позволяет лучше понять исторические события, которые происходили в стране. К главным героям рассказа можно отнести следующих персонажей:

Николке Кошевому всего 18 лет, но он уже командует эскадроном. А вот атаманом банды белогвардейцев, который сражается с Красными, является отец Николки, который пропал ещё в германскую войну, и 7 лет о нём не было ничего не известно его семье.

Для лучшего понимания авторского замысла есть и другие персонажи:

  • Лукич;
  • взводный;
  • военком;
  • провожатый;
  • нарочный;
  • хозяйка.

Лукич помог красноармейцам, рассказав, где находится банда. С остальными героями читатель встречается лишь только в небольших эпизодах.

Краткое содержание

За столом сидит Николка Кошевой, который заполняет анкету. Ему всего лишь 18 лет, но он уже командует красным эскадроном. Николка в этой анкете указывает о себе, что не только состоит в комсомоле, но и землероб. Герой крепок и широкоплеч, и выглядит намного старше своих лет. Возраст ему прибавляют глаза, рядом с которыми уже появились морщинки.

Несмотря на столь юный возраст красного командира, он уже смог ликвидировать 2 банды, а также постоянно участвовал в сражениях и боях, в которых смог проявить себя как мужественные и храбрый воин. Удалой и отважный казак Николка Кошевой почти не помнил своего отца. Известно было лишь, что в германскую войну тот пропал, а вскоре и мать юноши умерла.

Тяжело пришлось герою, ведь остался он после смерти матери совсем один, поэтому нанимался батрачить, пока не примкнул к красному полку. Унаследовал главный герой от отца крупную родинку на левой ноге да любовь к лошадям.

Остановился основной персонаж в доме прямо возле Тихого Дона. Однажды рано утром вдруг появился взводный, который сообщил, что банда уже заняла совхоз Грушинский. Вскоре прискакал ещё и нарочный, который долго был в пути, чтобы передать Кошевому приказ, что он должен прибыть на подмогу.

Николка стал собираться и его мысли перескочили на то, что ему уже так надоело жить, ведь он хочет учиться, а пока вынужден лишь только сражаться с бандами. Но ничего изменить он не мог, поэтому должен был исполнять приказ.

Отряд Кошевого и атаман

Уже три дня банда пыталась уйти от преследования отряда, который возглавлял молодой командир Кошевой. Отряд бандитов состоял из 50 казаков, которые были недовольны властью Советов. И хотя народ в банде был бывалый, но почему-то на этот раз сильно нервничал атаман и постоянно поглядывал на дорогу.

Главарь бандитов не бывал в этих краях давно, хотя это и была его родина. Сначала он был в германском плену, потом Врангель и колючая лагерная проволока. Приходилось даже прятаться на Кубани в камышах. За время скитаний и лишений у этого атамана зачерствела душа, но как только он оказался на родине, появилась в ней какая-то непонятная боль.

Во дворе мельника неожиданно появляются двое конных, среди которых был и атаман. Он рассказал Лукичу, что они красный отряд и пытается узнать обстановку.

Когда же понимает, что вокруг всё спокойно, признает, что борется против красных и требует от мельника, чтобы тот отдал его банде всё зерно, которое у него было.

Но Лукичу жалко запасов, так как он собирал его по крохам. Но атаман угрожает ему расправой, и мельник подчиняется.

Встреча сына и отца

Как только начало светать, Лукич отправляется на хутор, где остановились красноармейцы. Он собирался пожаловаться на бандитов, которые забрали все его зерно. Также сообщает он Николке, что банда всё ещё находится на его мельнице, продолжая кутёж. Кошевой тут же отдаёт приказ седлать лошадей.

На мельнице завязывается перестрелка. Атаман замечает, как на него скачет юный командир, размахивая шашкой. Он прицеливается и стреляет. Когда же раненая лошадь упала, Николка схватил маузер и сразу же рванулся опять к атаману. Тот выждал, пока у молодого командира закончится вся обойма и рубит его шашкой.

Затем атаман решает снять с мёртвого комиссара хромовые сапоги да забрать бинокль. Стягивая обувь, он увидел у Николки родинку, которая была чуть выше щиколотки. Она была очень знакома атаману, ведь он убил своего единственного сына. Поняв это, он из маузера выстрелил себе в рот.

Пересказ для читательского дневника

На уроках литературы в классе можно с учениками читать рассказ Шолохов «Родинка», а затем его анализировать. В читательский дневник лучше всего записать краткий пересказ по главам. Обычно бывает несколько предложений или можно составить такой план:

  1. Описание жизни и внешности Николки.
  2. Сообщение, что нужна помощь для боя с бандой.
  3. Воспоминания атамана банды.
  4. Встреча мельника Лукича с атаманом.
  5. Лукич отправляется к Кошевому.
  6. Гибель сына и отца.

Можно в читательском дневнике описать и какой-то запомнившийся эпизод, но не более пяти-шести предложений. Также можно ещё и включить описание героев, особенно главных.

Художественные детали

В своём произведении Михаил Шолохов использует разговорную речь, которая придаёт всему рассказу особую выразительность. Чтобы усилить трагизм, автор обращается и к фольклорным образам.

При описании атамана 3 раза упоминается волк, который идёт вперёд. Как известно, у народа — это жалкое и голодное животное, который одинок всегда. Это и есть старый атаман.

Душа героя истерзана и устала, поэтому он так несчастлив.

Анализ рассказа

Гражданская война принесла много боли и потерь семьям, где брат мог воевать против брата, а сын против отца.

Врагами становились люди, которые совсем недавно были ещё родными и вместе делили один кусок хлеба. Война, страшная и ужасающая, предстаёт и в шолоховском цикле «Донские рассказы».

Все произведения объединены не только общим местом действия, но и смертью близких людей, которые стояли по разным сторонам.

При анализе произведения можно заметить, что автор не даёт никаких комментариев, а просто описывает события, позволяя своему читателю разбираться самостоятельно в том, как к этому относиться.

В рассказе «Родинка» писатель параллельно показывает жизнь молодого командира Николая Кошевого, которому только 18, но он уже устал от смерти и постоянных битв, а ведь ему хочется учиться.

И тут же показана судьба атамана банды, который совершенно одинок и многое пережил и устал душой. Он мечтает стать за плуг, вернуться в семью, а вместо этого ему приходится воевать.

Находясь в родных краях, он постоянно чувствует какую-то непонятную боль в душе и невозможно её ничем забить и залить. Но при этом он же, знающий какой дорогой ценой достаётся зерно, останавливаясь на ночлег у мельника, забирает у него все зерновые запасы для своих лошадей, а затем и самого Лукича заставляет есть землю, чтобы доказать, что он не помогает красным.

Но всё-таки Лукич ночью от этой банды бывших белогвардейцев сбегает. Он отправляется к Кошевому, чтобы всё ему рассказать.

И лишь после этого наступает кульминация шолоховского произведения, когда Николка вместе со своим отрядом настигает банду, но получается так, что он остаётся наедине с атаманом.

Эта схватка чем-то напоминает дуэль, так как главарь банды — человек опытный и понимает, как нужно действовать в таком бою.

И первая пуля атамана не убивает Николку, а лишь только ранит лошадь. И тогда опытный главарь решает поступить по-хитрому. Он ждал сначала, когда красный командир расстреляет всю обойму и сам никаких ударов не наносил. А затем неожиданно, словно коршун, налетел на восемнадцатилетнего юношу и шашкой махнул. Достаточно было одного удара, чтобы Николка умер.

Народная трагедия

Отец, не желая того, даже не ведая, убивает собственного сына.

А когда он видит родимое пятно, такое же, как у него, он убивается, пытаясь вернуть его к жизни, называя ласковыми словами и целуя мёртвое тело.

А когда через время он всё-таки осознаёт, что сын мёртв, он ничем не может ему помочь и он сам его убил, то поцеловав уже холодное тело Николушки, выстрелил себе в рот из маузера.

И лишь только на примере одной семьи Кошевых известный писатель Михаил Шолохов показывает, что Гражданская война стала трагедией для всего народа.

Ведь невозможно найти виноватых в том, что так сложились обстоятельства, почему отец убил сына.

Но задавая вопросы, кто же виноват в смерти сыновей, и какая же такая огромная сила заставляет вчерашних братьев становится врагами, автор не даёт ответов. Он просто даёт возможность читателю самому поразмышлять.

Источник: https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/rodinka.html

«Родинка» – краткое содержание рассказа Михаила Шолохова – Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

Родинка шолохов краткий пересказ

Настоящей трагедией для народа стала Гражданская война. Она принесла боль и страдания во многие семьи. Этот ужас показал и писатель Михаил Александрович Шолохов.

В своих произведения он хотел сказать, что не может быть в войне, где убивает отец родного сына, победителей, как не может быть и проигравших.

Краткое содержание Шолохова «Родинка» будет полезно для подготовки к итоговому сочинению, поэтому рекомендуется записывать основной сюжет в читательский дневник.

Краткое содержание Шолохов Родинка

Родинка шолохов краткий пересказ

Рассказ «Родинка» о молодом 18 – летнем атамане Николае Кошевом, воюющем за красную армию. Николка – сирота. Отец его пропал во время германской войны, а мать умерла.

До пятнадцати лет мальчик работал по найму, где придется, а потом ушел с проходящим красноармейским полком на Врангеля. С тех пор так и воевал.

От отца в наследство Николаю досталась только неукротимая смелость и родинка на ноге чуть выше щиколотки размером по размеру похожая на яйцо голубей.

Атаман был очень храбр, пользовался уважением среди солдат, потому как почти без потерь ликвидировал две банды. Он водил в атаку эскадрон уже полгода, не уступая в мастерстве опытным воякам. Возраста своего Николка стыдился, заполняя анкеты, всегда нервничал напротив графы «возраст».

Ему казалось, что это постыдно, хотелось выглядеть старше и опытнее. Но молодость берет свое. Парень часто стал задумываться о том, что пора бросить уже воевать и поехать учиться в город. Жизнь кочевая ему надоела, на кровь смотреть больше не было сил. Но не успел он осуществить задуманное.

Из станицы прислали письмо, в котором председатель просит разобраться с бандой, занявшей совхоз Грушинский. Нарочный скакал сорок верст не передыхая, загнал лошадь, чтобы доставить пакет с тремя крестами как можно быстрее. Поэтому Николай со своим эскадроном скоропостижно отправляется в Сальский округ на поиски разбойников.

В это время старый атаман – главарь банды попадает на мельницу и встречает старика Лукича. Человек это суровый, побывавший в германском плену, прошедший Врангеля и Константинополь, отсидевший в лагере за колючей проволокой. Руководит он такими же бывшими военными, знающими толк боевом деле.

Казаки много пьют, ведут себя аморально. Главарь заставляет сторожа присягать на верность, есть в доказательство землю, а зерно, собранное совхозом, скармливает лошадям. Когда банда напивается и засыпает, Лукич пробирается в хутор и попадает в расположение красных.

Там его приводят к Кошевому, и старик докладывает Николаю о том, что банда дислоцируется на мельнице.

Молодой атаман ведет свой эскадрон в атаку, не на минуту не замешкавшись, по дороге раздавая приказы и пояснения о плане наступления. Во время боя главарь банды замечает на Николкиной груди бинокль и понимает, что перед ним не простой, рядовой солдат.

Возраст Кошевого старый атаман тоже замечает, по-своему жалеет юнца, говоря про себя, что парень молод, неопытен и горяч, от того и смерть свою встретил раньше времени. Выстрелом атаман сбивает лошадь, а затем, подскочив верхом, шашкой убивает и самого Николку.

Затем бандит спускается, чтобы забрать у него бинокль и новые сапоги. Правый сапог снялся легко, а левый застрял и снялся вместе с чулком. Тут атаман увидел родинку выше щиколотки, такую же, как у него, и понял, что убил своего сына.

Начал трясти парня, обнимать, сокрушаться, но Николка был уже мертв. Тогда отец вставил себе в рот дуло маузера и выстрелил.

Этот рассказ учит людей ценить жизнь, понимать, сколько горя может причинить война, сколько семей может пострадать, воюя по разные стороны баррикад.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Сейчас читают

  • Краткое содержание Чехов Хамелеон

    Урядник Очумелов и городовой Елдырин проходят торговую площадь, обходя территорию. Проходя, они слышат возмущенные крики и жалостный визг собаки, видят нетрезвого мужчину, бегущего за бедной собакой и кричащего какие-то ругательства в ее адрес

  • Краткое содержание Зимний дуб Нагибин

    Коля Савушкин — главный герой рассказа «Зимний дуб» советского писателя Юрия Марковича Нагибина. Мальчик рос в бедной многодетной семье. Отец у него погиб на войне, мать работала простой нянечкой в санатории

  • Краткое содержание Леонов Вор

    Писатель Фирсов, оглядывая тихие окрестности Москвы, понимал, что в душе начинается приятная опустошенность, говорящая о том, что рождаются человеческие судьбы, которые появятся скоро в книге.

  • Краткое содержание Жуковский Людмила баллада

    Людмила – главная героиня баллады. Она ждет любимого, который находится на войне в далеких, чужих краях. Очень долго не возвращается молодой человек. Девушка уже начинает думать

  • Краткое содержание Апдайк Кентавр

    В данной повести главным героем, является Джордж Колдуэлл. Он учитель, Отлично знающий свой предмет, к тому же очень доверчив и в какой то степени чудаковат. Хотя в душе учителя является очень добрым и искренним человеком

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/sholohov/rodinka-kratko

Врач Юдин
Добавить комментарий